суббота, 29 сентября 2018 г.

Психология успеха и психология поражения, или психология победителя и психология проигравшего

«Наша задача – подготовить наших детей к дороге, а не готовить дорогу для наших детей». 
д-р Венди Могель, психолог

«Всё время побеждать невозможно, но можно сделать себя непобедимым».
Сунь Цзы, китайский стратег и мыслитель VI в. до н.э.
Проследите жизненный путь успешных людей из любой сферы человеческой деятельности, и вы увидите, что практически у всех он состоит из череды «взлетов» и «падений». И очень часто мощной мотивацией после поражения служили для них именно «проигранные партии». Извлечение уроков из неудач, осознание ошибок, приводили к выработке новой «стратегии и тактики» в игре под названием «жизнь», и к новому взлету.

Действительно, большинство из нас признает, что фиаско, особенно в состязательных испытаниях, творческих конкурсах, – это реальность жизни, и они даже необходимы для неуклонного роста. Но почему, признавая разумом, что поражение – это слагаемое успеха, мы так его боимся? Давайте разбираться!

Победы и поражения – великолепная кривая подъема

Психолог Мартин Ковингтон из Калифорнийского университета (США) считает, что психология успеха и поражения напрямую связана с чувством собственного достоинства. Ошибочная его трактовка: потерпел поражение – значит, некомпетентен, недостоин победы, включает в сознании человека защитные механизмы для сохранения самоуважения. Чаще всего это проявляется в воздержании от конкурентной борьбы вообще и в запрете участвовать в каких-либо состязаниях в принципе. При этом совсем не учитывается бесспорность другого тезиса: поражения влияют на психологию, а не на умения и способности.

Родители, отказывающиеся признавать, что поражения – это неизбежное, которое происходит в жизни каждого из нас, не хотят или не умеют прощать свои ошибки. Соответственно, они отказывают в праве иметь неудачи в жизненном «формуляре» и своим детям. Страх поражения – это заразно. Ребенок прекращает стремиться к успеху не только в отдельных случаях, но и в целом.

Пытаясь из «благих побуждений» полностью оградить своих детей от переживания поражения, а, значит, конкурентной борьбы, родители:
пестуют детскую инфантильность;
культивируют беспомощность перед трудностями;
лишают ребенка возможности извлекать уроки из поражений;
не позволяют ему раскрывать и использовать новый потенциал для победного результата.

Так в юном возрасте у ребенка формируется психология поражения, не допускающая в полной мере:
раскрывать свои способности;
достигать высот в творчестве;
осваивать профессию, которая нравится;
обретать уверенность для самоутверждения во взрослой жизни.

Напротив, детям с бойцовским характером нравится конкуренция, их привлекает и мотивирует здоровая состязательность. Отдельные поражения они рассматривают, как способ улучшить свои умения и навыки, как еще один шанс приобрести ценный опыт. Если траекторию их роста изобразить графически, это будет не безупречная прямая, а великолепная кривая, на которой точки взлетов и падений с каждым разом будут выше предыдущих, а соединяющие их линии (линии скольжения вниз) короче.

В конкурентной борьбе главное не победа, а участие

Некоторые люди воспринимают это мудрое высказывание как банальное утешение для неудачников и относятся к пониманию его сути формально, даже не пытаясь развернуть и увидеть глубокий смысл, который состоит в том, что невозможно стать победителем, добиться совершенства в чем-то сразу, с нуля, без обучения, настойчивого труда и усилий. Ошибки и поражения – это уроки. Победный результат – это «побочный продукт» интереса и любви к процессу, к тому делу, которое становится целью жизни на определенном ее этапе.

Как превратить поражение в победу?

Дети, изолированные от неприятных ситуаций или проблем, становятся менее способными противостоять невзгодам. Ведь природный талант не является страховкой от поражений в конкурентной борьбе. Поэтому очень важно научиться искусству принятия неуспеха, чтобы не только максимально смягчить деморализирующий фактор проигрыша, но и увидеть в поражении положительные моменты, а, значит, настроить себя на участие в новом конкурсе и в результате одержать победу.

Вот несколько рекомендаций, следуя которым трудный и болезненный опыт неудачи может стать базой для конструктивного потенциала успешности в будущем. Иными словами, самое болезненное поражение может быть лучшим уроком, который приблизит достижение победы, если:
определять успех в обучении и совершенствовании, а не просто в выигрыше;
признавать и исправлять недостатки, недоработки и ошибки, наслаждаясь этим процессом;
переживать неудачу, отделяя ее от своей личности;
использовать каждую возможность для сбора полезной информации с последующей самокоррекцией;
ориентироваться на рост своего мастерства, а не на судейские баллы;
посвящать всего себя поставленной цели, то есть делать все, чтобы по истечении дня можно было констатировать: мои умения, навыки, искусность сегодня немножко лучше, чем вчера.

А еще, переживая поражение, очень полезно задавать себе/ребенку, который участвовал в конкурсе, правильные вопросы. Например: 
Что случилось?
Какую пользу я могу/ты можешь извлечь из этого события?
Что я/ты мог сделать лучше?
Что я/ты сделал хорошо?
Кто/что может мне/тебе помочь в следующий раз?

В целом вопросы: «Я победил или проиграл?» – непродуктивны. Правильный и конструктивный вопрос: «Я приложил все усилия?». Если в ответе честное «да», то даже в случае невезения, досадной оплошности, из-за которой в состязании результат оказался ниже ожидаемого, вы на самом деле не проиграли, вы обогатили себя новым ценным опытом, который позволит добиться успеха в будущем.

Мотивация после поражения: неудачи, трудности – не препятствия, а вызов

Самое важное, что нужно сделать после поражения, – это понять, как оно влияет на ваши мысли, чувства и поведение. Выключите эмоции, и включите анализ. Если вы думаете: «Я могу!», или доминирует мысль: «Я не могу!», то и в первом, и во втором случае вы будете правы. Потому что реальная уверенность в себе базируется в сознании. Влияя на мотивацию, она отражается посредством мышления в ваших конкретных действиях и результатах этих действий.

Да, путь к успеху может быть трудным, но он того стоит. Более того, остерегайтесь головокружительной и быстрой победы. Лавры победителя могут «усыпить», подтолкнуть к мысли: «Я выиграл, потому что у меня необыкновенные способности, и теперь я всегда буду выигрывать». Подобное самодовольство губительно даже для незаурядного дарования. Никогда не забывайте о том, что врожденный талант, как алмаз, требует огранки, шлифовки и периодической чистки/ухода. Иначе со временем он будет терять свой блеск и харизму.

Принимайте участие в конкурсах, извлекая полезные уроки из поражений и побед!



Комментариев нет:

Отправить комментарий