пятница, 11 октября 2019 г.

Хореографический текст


Если рисунок танца — это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст — это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. 
Рисунок танца и хореографический текст составляют композицию танца. Танцевальный язык хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.
Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, жизненный уклад. Примерами могут служить грузинские и финские танцы.

При сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой развития движений. Иногда движение на месте не производит впечатление, но если его исполнить с быстрым продвижением по кругу — сразу становится интересным, а еще лучше воспринимается, когда делается по диагонали или во вращении. 

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически связаны и составляют единое целое, единую развивающуюся фразу, предложение. 

В танцевальном тексте должны быть отображены индивидуальные особенности характеров действующих лиц, даже некоторые привычки, свойственные им. Особенно ярко это выражается в комедийных, гротесковых образах. 

Сочиняя текст, балетмейстер наделяет своих героев таким танцевальным языком, чтобы в полной мере раскрылись их образы (например, пляска «Спиря»). А танцевальные образы дают возможность раскрыть идею произведения. 

Ритм и акцент в том или ином танцевальном движении могут иногда кардинально изменить характер движения и даже его национальную принадлежность. Один из приемов, используемых при сочинении движений и комбинаций — это прием контраста: контраст быстрых дробных движений и неожиданной паузы. Танцевальная фраза, «сказанная шепотом», может смениться фразой, построенной на звучании форте. 

1. Рельеф местности, географическое положение. Русские шагали широко, уверенно, горцы-карпаты — небольшими шагами, осторожно, поморы — раскачиваясь, широко расставляя ноги, чукчи, коряки — с кочки на кочку.Например, «Веревочка» в русском духе исполняется на полупальцах, в украинском — в более быстром темпе, легко, с чуть согнутыми коленями, с акцентом на движении вверх (этому способствуют узкие юбки), в венгерском — почти на вытянутых ногах, более резко, напряженно, с акцентом на движении вниз, в болгарском — невыворотно, без вытягивания подъема. 
Источники влияния на типичный хореографический текст:

5. Обычаи и нравы сказываются, например, на том, как поднимают руки, как держат девушку. В Узбекистане нет парных танцев, существует разделение на мужскую и женскую половину. Обычаи и нравы формируются под влиянием философии и религии.

2. Климат. От климата зависела форма одежды, она, в свою очередь, оказывала влияние на формирование пластики, например, русские северные танцы исполнялись в тяжелой длинной одежде, сарафанах, южане танцуют в легкой свободной одежде.
3. Большое влияние на пластику оказали национальные украшения. В башкирских танцах используются браслеты, серьги, у монголов, калмыков — тряска корпуса, звон монет, для грузин типичны руки на кинжале.
4. Уклад жизни отразился в темах и образах. Для Молдавии актуальны сбор винограда, для Литвы — лен, для Башкирии — наездники, для Белоруссии — бульба. 

3) Последовательно описывается: экспозиция, развитие действия, кульминация развязка, указывается характер хореографической формы танца: хоровод, дуэт, сольный и т. д.Танцевальный язык зависит: от темы, идеи, взаимосвязи с драматургией, национальности номера, характеров образов и персонажей, рисунка танца, музыки. 

НАПИСАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА 

1) В композиционном плане содержатся сведения: время и место действия танца, обстановка (в которой он возникает), при необходимости описываются декорации.

2) Подробно излагается по законам драматургии всё действие танца с характерной обстановкой, обоснованием поступков действующих лиц. 

3) Отмечается характер музыки: темп и размер (делается точный хронометраж всего танца и отдельных его эпизодов в секундах). Описываются нюансы, которые нужны в номере.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий