В сюжете обязателен конфликт — столкновение различных характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной из конфликтующих сторон.
Сюжет должен иметь время и место действия, причем не условные, а определенные.
Чем отличается сюжетный танец от тематического?
1) Тематический охватывает более широкий круг событий.
Пример: тематический образ — воин сюжетный — офицер -разведчик в Чечне.
2) Тематический номер заставляет переживать, а в сюжетном можно показать конкретные события, но не захватить зрителя.
3) В тематическом танце символика становится основным элементом, в сюжетном символика есть, но ее мало.
4) Сюжетный танец — маленький танцевальный спектакль, постановка которого требует большого мастерства.
Сюжетное развитие имеет ряд охотничьих танцев, в которых воссоздаются картины поиска зверя, борьбы с ним и победы (танцы «О чем плачет вербонька», «Ивушка»).
РОЛЬ МУЗЫКИ В СЮЖЕТНОМ ТАНЦЕ
Главной содержательной стороной музыки является мелодия. В ней проявляется и содержание, и национальный колорит.
Толчок к пониманию музыки дает программа произведения. Она дает возможность идти по той же линии, но выбирать другую тему.
Тема — это явления, о которых сообщает музыка (поется в песне).
Определенность темы раскрывается через жанр.
Например, жанр героический, комедийный.
Сатира остра, искра, наполнена сарказмом.
Юмор более мягок.
Например, «Сказка о попе и о работнике его Бал-де». Чтобы создать образ попа, требуется гротеск, юмор.
В бытовой теме необходима пантомима, в героической — символика.
Музыка имеет свои возможности, хореография — свои. Предпринимались попытки ставить танцы без музыки (Мери Вигман, Марта Грэхем), без одежды.
Использовался такой стиль танца, как «белый стих» — на полупальцах с расслабленной стопой.
Но, как правило, хореография без музыки существовать не может.
Зрители особо жаждут в сюжетном танце современной темы, поэтому она всегда будет необходима.
Основная трудность при постановке — не столько решение самой хореографии, сколько преодоление разрыва между действительностью и условными формами, которыми ограничены средства хореографии.
Трудность состоит в том, что сама жизнь конкретна, а хореография условна.
Как писал Новер: «поменьше чудес, побольше картин в жизни».
Чем меньше крупных явлений в жизни требуется изобразить в художественном произведении, тем сложнее труд автора, тем выше должно быть искусство извлекать из фактов обобщения, поэтический смысл.
В работах исторической тематики эту задачу выполняет временная дистанция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий