воскресенье, 2 июня 2019 г.

Мотивация танцора 5-7 лет. Что может тренер и родитель?

Так как на каждом возрастном этапе у танцоров изменяется мотивация и факторы, которые на нее влияют. Для начала мы рассмотрим особенности формирования мотивации у детей 5-7 лет или первого года обучения.
Для того лучше воспринять информацию нам нужно определить общее понятие мотивации. Мотив – это то, что провоцирует нас к какому либо действию или осознанное желание, та причина, почему мы хотим, что то делать, чем то заниматься, чего то достигать. Итак, понятием мотивации в танцевальной психологии есть :
• желание тренироваться;
• желание достигать результата;
• желание преодолевать трудности, которые неизбежно возникают на этом пути;
• желание идти вперед (делать спортивную карьеру) и т.д.


Вы, наверное, уже задумались, о какой мотивации может идти речь у 5-6-ти летнего ребенка? При чем здесь карьера, желание тренироваться, трудности… Абсолютно с вами согласна, в каждом возрасте и в каждом отдельном случае имеет место разная мотивация, то есть разные желания. Дабы избежать категоричности обращаю ваше внимание на то, что в любом возрасте есть свои исключения. Поэтому утверждать, что пятилетний танцор не стремиться к спортивной карьере я не буду. Может он родился и вырос в семье чемпионов и у него стремление побеждать, как говориться в крови.


Индивидуального подхода, конечно же, никто не отменял, но мы рассмотрим наиболее часто встречаемые ситуации.


Итак, дети первого года обучения, которым приблизительно от 5 до 7 лет, в случае низкой мотивации танцора наблюдается следующее:


нежелание идти на тренировку, или ребенок идет без интереса (скорей бы она закончилась);
на тренировке танцор не работает (отсутствует внимание, физический тонус, настроение, активность включается только во время игр);
ищет причины не идти на тренировку (болит нога, голова и т.д.);
не имеет желания принимать участия в турнирах и жизни коллектива, прочее.


Перед тем как заняться повышением мотивации маленького танцора следует определить причину низкой мотивации, это может быть :


А) Позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, результатам, тренерам;


В данном случае если родители, (а для мальчиков еще особо важным является и мнение отца) не проявляют интереса к танцевальной деятельности своего чада, соответственно ребенку и незачем к чему-то стремиться и стараться, все равно никто не заметит. Часто бывает и на оборот, что не менее плохо, чересчур высокая увлеченность родителей танцевальной деятельностью ребенка. Такое ощущение, что родители больше хотят танцевать, чем сам малыш. Дома и перед тренировкой происходит постоянное чрезмерное психологическое, а иногда и физическое давление не ребенка. Пример: « вон посмотри Юра лучше, чем ты танцует, не будешь хорошо заниматься не куплю …, накажу, не поедешь…, не пущу и другие виды шантажа». Такие родители очень часто подходят к тренеру, практически после каждого занятия, и спрашиваю «а как сегодня?». В данном случае мотивации родителей так много, что танцору своя не нужна.


И в первом и во втором случае, как и в любых крайностях, результат остается один и тот же – низкая мотивация у танцора.


Ваша задача как тренера состоит в том, что бы проанализировать ситуацию, помочь танцору, поговорив с родителями дать им больше информации об особенностях спортивного танца или, что еще проще отправить их к спортивному психологу, который разберется в причинах, следствиях и обязательно поможет маленькому танцору и его родителям. И особенно важно сэкономит уйму времени и энергии тренеру.


Б) Позиция и методы работы тренера


Еще одним важным условием мотивации танцора есть сам тренер, который своими действиями может понижать или повышать мотивацию ребенка. Как работать с детьми, чтобы им было интересно вы можете ознакомиться в предыдущей статье «Педагогические приемы в помощь тренеру». Я обозначу лишь ошибки тренера, которые могут понизить мотивацию танцора:


• Внушение танцору, что результат зависит не от его стараний в зале, а от таких явлений как: уровень партнер(а/ши), финансовые возможности, настроя родителей, качества судейства и т.д.;
• Некорректное поведение тренера в зале во время тренировки: психологическое насилие (унижающие слова в адрес танцора, высмеивание особенно в присутствии других детей, унижающая критика, постоянные замечания без похвалы) и ф• демонстрация тренером низкой мотивации, которая проявляется в: опозданиях на занятия, отсутствии четкой методики проведения занятий, отсутствии дисциплины, а соответственно авторитета тренера, раньше отпустил детей с занятий, позже начал, не анализирует результаты выступлений детей, не работает индивидуально, часто разговаривает по телефону во время тренировки и т.д.
• Еще одна ошибка тренера это отсутствие сплоченности в коллективе. Дети такого возраста идут в зал в основном общаться, получать удовольствие, узнавать, что то новое, делиться впечатлениями и т.д. Вспомните себя в таком возрасте, и вы сможете понять, как создать интересный коллектив, в который хочется бежать и развиваться. Ведь с помощью коллектива гораздо легче формировать высокую мотивацию у танцора.
• Отсутствие интереса к личности танцора: не спрашивает, почему пропустил занятие, не хвалит, не обращает внимание на нарушения дисциплины, конфликты в паре, не анализирует турнирное выступление, не обращает внимание на эмоциональное состояние танцора во время тренировки и т.д. Проанализировав вышеописанные ошибки вы поймете, что от тренера, в большей степени чем от родителей, зависит мотивация танцора. Существует только один момент, на который тренер не может влиять это индивидуальный характер танцора, сложившийся благодаря специфике воспитания.


Даже при искусном владении психологическими приемами, тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или иные черты в его характере формируются, а главное, поддерживаются той моделью взаимоотношений, которая сложилась в его семье.


Согласитесь, что в семье танцор находится чаще, чем в тренировочном зале.


Верно так же и другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных (подходящих, благоприятных) условий, тем больше это означает, что высокая мотивация есть у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию.


Поэтому постарайтесь не идти на поводу у немотивированного танцора или его родителей. Делайте свою работу всегда с удовольствием во благо себе. Если ситуация вас выводит из состояния равновесия вы всегда можете обратится к спортивному психологу, который подскажет как изменить ситуацию и сохранить при этом состояние внутренней гармонии.


Автор: Майстер Ксения, психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий