понедельник, 23 января 2017 г.

Где брать идеи для новых номеров?

Давайте поговорим сегодня о самом важном, и даже сокровенном, для любого хореографа — постановке номеров.
Когда я училась в училище, как-то наш педагог спросила нас: «Как вы считаете, какой предмет у вас самый важный?»
Мы называли и классику, и народный, и эстрадный танцы, но педагог сказала: «Все это, конечно, необходимо, но самое важное для хореографа это КПТ — композиция и постановка танца».
Помню, что я тогда удивилась, другие девчонки судя по всему тоже, потому, что КПТ у нас было всего раз в неделю и никак мы не предполагали, что это самый нужный предмет.

Елена Владимировна (наш педагог) пояснила, видя недоумение на наших лицах, что классика, народный, эстрадный и другие предметы даются как раз для того, чтобы у нас была база для постановки номеров. И что хореографу не умеющему ставить будет очень сложно.

Как только я стала работать по специальности, я полностью внутренне согласилась с ее словами. Еще через несколько лет работы я поняла еще одну вещь, что хорошим постановщиком надо родиться! Это во истину Божий дар!

Да, можно, знать приемы и техники постановки танца, но шедевра не будет. Почему? Сложный вопрос. Постановка номера — это своего рода таинство.

Когда ты только приступаешь к сочинению танца никогда не знаешь, что получится в итоге. Бывает, что номер нравится, бывает, что нет. Это нормально! Невозможно каждый раз ставить шедевры.

Тоже самое происходит с номером, когда ты выносишь его на зрителя. Каждый раз думаешь: «Как его воспримут? Понравится или нет?» И это тоже невозможно предсказать.

У одних номеров жизнь коротка — 2-3 концерта и все, а некоторые приживаются надолго и танцуются годами, переходя из одного поколения в другое.

Странно… но предсказать это невозможно. Я много раз ошибалась. Иной раз мне казалось, что номер интересный, классный и должен обязательно понравится зрителю, но он проходил незамеченным.

А другой раз кажется, что в номере нет ничего особенно на мой взгляд, да и поставили его за 3 дня, потому, что время поджимало, но его любят зрители и он остается в репертуаре надолго. Все здесь индивидуально и непредсказуемо.

Но бывают моменты, когда голова вообще перестает работать и ты не знаешь какую идею взять для номера, кажется, что все уже перетанцевали. Я думаю, что почти каждый хореограф когда-либо с этим сталкивался. А руководство просит, настаивает, требует все новых и новых номеров. Как быть?

Давайте попробуем перечислить источники вдохновения к которым можно обратиться, если ты в ступоре. Где брать идеи для новых номеров?

Но, для начала давайте обозначим, что же такое идея номера.

Идея — это умозаключение, которое вы хотели бы донести до зрителя. Каждый раз, когда вы начинаете ставить номер спросите себя: «А что этим номером я хочу сказать зрителю? Какую мысль я хочу до него донести?»

И тогда, уверяю вас, ваш номер не будет похож на зарядку под музыку. К сожалению, таких номеров сейчас очень много.

Итак, что же может являться источником вдохновения?

1. Музыка

Сама музыка в первую очередь вдохновляет нас на новую постановку. Если вы слышите хорошую, интересную мелодию, она вам нравится и в голове появляются образы и идеи, это то, что нужно. Сейчас огромное количество музыки. И если ты точно не знаешь, что тебе нужно, то можно зайти в любую социальную сеть в раздел «Музыка» и увидеть огромный выбор музыкальных направлений от классики до рока, от инструментальной музыки до народных песен. Просто слушай и выбирай! Что-нибудь обязательно зацепит и наведет на интересные мысли.

2. Костюмы

У меня часто возникают идеи новых номеров, когда я рассматриваю фото танцевальных костюмов других коллективов. Я вижу интересные образы и они наводят на какие-то идеи. Под образ ищу музыку и сочиняю танец.

3. Чужие танцевальные номера

Да, номера других коллективов тоже могут наводить на интересные мысли. Ты видишь номер и тебе нравится его идея, но ты понимаешь, что поставил бы все это иначе и идею бы преподнес по другому. Загораешься! Ищешь музыку! И начинаешь ставить свою историю!

4. Выставки, музеи, театры

Когда я училась в училище, тогда еще не было Интернета. Педагоги нам постоянно говорили:»Больше смотрите! Ходите на выставки, в театры, посещайте концерты других коллективов. Все это источник новых идей!» Так и есть! Полностью согласна!

5. Книги, фильмы

К сожалению, мы уже не являемся самой читающей нацией, но книги являются хорошим источником вдохновения. Они развивают воображение, а это то, что так нужно хореографу. Фильмы я бы тоже отнесла к этой категории. Они наводят на мысли.

6. Сама жизнь

Жизнь так многообразна, что часто сама подкидывает массу интересных идей. Надо только уметь их замечать и анализировать. Различные жизненные ситуации в школе, дома, во дворе. Вокруг огромный животный и растительный мир, который подсказывает нам массу идей. Просто посмотрите вокруг!

7. Интернет

Не могу не назвать этот источник вдохновения, потому, что для многих он стал единственным. К сожалению, многие используют его не как источник вдохновения, а как источник для копирования чужих номеров.

Мне жаль таких хореографов, уж извините, если кого обидела. Это говорит о том, что у хореографа очень скудный свой собственный внутренний мир, раз он не в состоянии придумать свою идею и воплотить ее в жизнь.

И еще один совет, записывайте свои идеи. Часто они приходят неожиданно и не в самый подходящий момент, когда мы едем в автобусе или гуляем с ребенком, но так же быстро исчезают. Проверено.

Иной раз думаешь: «Приду домой и запишу», но вспомнить потом уже не можешь. Наверно у каждого сейчас есть телефон с диктофон или записной книжкой или планшетник. Не ленитесь, посетила идея — запишите ее. Потом будете себе за это очень благодарны!

Ну, вот, пожалуй и все!
С уважением, Оксана Ивановна Мазалова. 

Материал взят на сайте http://www.horeograf.com //

Комментариев нет:

Отправить комментарий